вторник, июня 27, 2006

- Я себя чувствую, но плохо, - отвечала Фаина Раневская на вопросы о здоровье.

Фаина Георгиевна Раневская была и остается одной из любимейших и почитаемых зрителями актрис. Но её злой язык и неисчерпаемое остроумие бесконечно ценилось ее друзьями...

* - * - * - * - * - *
- Я себя чувствую, но плохо, - отвечала Фаина Раневская на вопросы о здоровье.

* - * - * - * - * - *

- Фаина Георгиевна, вы опять захворали? А какая у вас температура?
- Нормальная, комнатная, плюс восемнадцать градусов.

* - * - * - * - * - *

В Комарово рядом с санаторием, где отдыхала Раневская, проходит железная дорога. - Как отдыхаете, Фаина Георгиевна?
- Как Анна Каренина.

[Читать далее...]

2 комментария:

Royal Standard комментирует...

* - * - * - * - * - *

Оптимизм - это недостаток информации.

* - * - * - * - * - *

Паспорт человека - это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть 18 лет. А паспорт лишь напоминает, что ты не можешь жить как 18-летний человек.

* - * - * - * - * - *

Одна из хороших знакомых Фаины Георгиевны постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем по имени Сима. Он периодически бросал свою возлюбленную, которая обливалась слезами после очередной ссоры,а время от времени делала от него аборты. Благодаря Раневской к молодой женщине приклеилось прозвище: жертва Хера Симы.

* - * - * - * - * - *

Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает:
- Когда придете, стучите ногами.
- Почему ногами, Фаина Георгиевна?
- Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!

* - * - * - * - * - *

Оправившись от инфаркта, Раневская произнесла сакраментальную по сути своей
фразу: "Если больной очень хочет жить, то врачи бессильны".

* - * - * - * - * - *

- У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

* - * - * - * - * - *

- Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж.

* - * - * - * - * - *

- Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

* - * - * - * - * - *

- Вот женишься, Алешенька, тогда поймешь, что такое счастье... Но поздно будет...

* - * - * - * - * - *

- Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.

* - * - * - * - * - *

- Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

* - * - * - * - * - *
Это классно!


Раневская постоянно опаздывала на репетиции. Ю.А.Завадскому это надоело, и он попросил актеров просто ее не замечать, если она еще раз опоздает.

Вбегает, запыхавшись, на репетицию Фаина Григорьевна:

- Здравствуйте! Все молчат.

- Здравствуйте!

Никто не обращает внимания. Тогда она в третий раз:

- Здравствуйте! Опять та же реакция.

- Ах, никого нет?! Тогда я пойду поссу.

* - * - * - * - * - *
Это тоже классно!
Снимается она на натуре. В чистом поле. А у Раневской неважно с желудком.

Она уединяется в зеленый домик где-то на горизонте. Нет и нет ее, нет и нет. Несколько раз посылают помрежа: не случилось ли что? Раневская откликается, успокаивает, говорит, что жива, и опять ее все нет и нет. Наконец появляется и величественно говорит:

- Господи! Кто б мог подумать, что в человеке столько говна!

* - * - * - * - * - *

Ольга Аросева рассказывала: уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Григорьевна шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит Раневская на тротуаре и кричит только ей присущим голосом:

- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

* - * - * - * - * - *

«Душа не жопа. Высраться не может.» - Шаляпин в передаче Раневской.

Royal Standard комментирует...

Комментарии на эту тему:

#

Не исполнив ни единой значительной роли мировой классики, она вошла, по версии Британской энциклопедии, в десятку величайших актрис ХХ века.
Многие восхищавшиеся Фаиной Раневской режиссеры снимали ее в эпизодических ролях - Анатолий Эфрос чуть ли не единственный поставил для нее и с ней в главной роли спектакль «Дальше - тишина» в Театре Моссовета, и я видела этот спектакль. Большая, сильно уже немолодая женщина, с детскими реакциями, с детской чистотой и более чем взрослым пониманием вещей, таясь, гордясь и не желая сдаваться, проживала глухое одиночество здесь, перед тем как навсегда уйти в окончательное одиночество там. Ее огромные трагические глаза в контрапункте с непосредственностью клоуна исторгали смех и слезы одновременно и говорили нам о нашей человеческой сути что-то поистине важное, чего мы не знали или не хотели знать раньше. Возможно, так вела бы себя постаревшая Раневская, другая, чеховская.

Она могла переиграть на сцене и на экране всю мировую классику - от женских до мужских ролей. Она могла и умела все. Ее снимали во вторых и третьих ролях в «Пышке», «Мечте», «Весне», «Свадьбе», «Небесном тихоходе», «Встрече на Эльбе» и еще в полутора десятках фильмов, и зритель обожал ее, а начальству, не пускавшему актрису в первые ряды по причине неканонической внешности, ничего не оставалось, как с этим обожанием смириться.

Впрочем, сам генсек Брежнев, вручая артистке орден Ленина, внезапно выговорил: «Муля, не нервируй меня!» - знаменитую фразу из фильма «Подкидыш», ставшего знаменитым от того, что в нем снялась Раневская. Она немедленно парировала: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы».

Она ничего не боялась - другие боялись ее легендарного острого язычка. Когда некто, увидев «Джоконду», небрежно сказал, что прославленная картина не произвела на него впечатления, Раневская бросила: «Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет». «Перпетуум кобеле», - как печать поставила на одном режиссере. «Женщины, конечно, умнее, - рассуждала она вслух. - Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?»

Она была вовсе и не Раневская, а Фельдман. Ее отец, достопочтенный житель города Таганрога, владел фабрикой сухих красок, был старостой в синагоге и основал приют для престарелых евреев. Таганрог - город Чехова. В Таганрог Художественный театр привез «Вишневый сад». Спектакль окончился, зрители ушли, а Фаня Фельдман все сидела в зале, не в силах встать с места. «Профессию я не выбирала, она во мне таилась» - ее признание.

Она взяла фамилию чеховской героини, выслушала проклятия отца, порвала с ним и умчалась в Москву поступать в театральную школу, куда ее не взяли по причине отсутствия способностей. Революция выгнала Фельдманов в эмиграцию, Фаня осталась в Москве в полном одиночестве, без денег, без дома, без семьи.

Преодоление - ключевое слово этой истории. Впереди - частная театральная школа, провинциальные сцены и в 35 лет, когда столько всего уже поздно, - Москва. Еще дальше, в будущем, которое никак не просматривалось, - звание народной артистки СССР, орденоносца, лауреата нескольких Государственных премий. В этом же будущем - всенародная пылкая любовь к яркой, сумасшедше одаренной умнице-разумнице.

Раневская. Перемена фамилии - перемена участи. Никто пока не проследил влияния выбранного псевдонима на судьбу. Вишневый сад продан, дома больше нет, нет семьи, ушла эпоха. А Раневская, как стойкий оловянный солдатик, продолжает быть, быть на все времена, возможно, что и осуществляя связь времен.

Из афоризмов великой актрисы

«Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность».

«На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может».

«Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище».

«Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия».

«Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду».

«Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!»

«Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет».

«Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте».

«Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».

#


Жизнь это небольшая прогулка перед вечным сном.

#



Раневская говорила:

Старость это просто свинство. Я считаю, что невежество Бога,
когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я
все живу. Бирман и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала.

#



Эрзац-внук (сын Вульф. - Авт.) пришел к Раневской с любимой девушкой и представляет ее:
- Фаина Георгиевна, это Катя. Она умеет отлично- готовить, любит печь пироги, аккуратно прибирает квартиру.
- Прекрасно, мой мальчик! Тридцать рублей в месяц, и пусть приходит по вторникам и пятницам.

#


Раневская выдает проверенное средство от бессонницы Рине Зеленой:
- Надо считать до трех, максимум до полчетвертого.
***
- Вот ваши снотворные таблетки, Фаина Георгиевна, этого вам хватит на шесть недель.
- Но, доктор, я не хотела бы спать так долго! - испуганно говорит Раневская.

#



"Старость - это просто свинство. Я считаю, что это просто невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман - и та умерла, а уж от нее этого я никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!"

#



"А может быть, поехать в Прибалтику? А если там умру? Что я буду делать?"